Российские арктические проекты. Развитие транспортной сети в регионе
В Санкт-Петербурге с 9 по 10 апреля пройдет V Международный арктический форум.
На мероприятии будут обсуждаться вопросы развития транспорта и логистических сетей в регионе, а также факторы, которые влияют на российские проекты в Арктике. Форум посетит президент РФ Владимир Путин. Как рассказал ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов, акцент форума на развитие транспортной инфраструктуры в этом российском регионе является логичным. Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов в своем комментарии пришел к выводу, что на российские арктические проекты негативное влияние оказывают санкции и общее состояние энергетического рынка.
Уже заявлено, что развитие транспорта и логистических сетей в Арктике станет основным направлением внимания и приложения усилий со стороны участников форума. Главным образом это связано с проектом Северного морского пути, который должен связать рынки Юго-Восточной Азии и государств Европейского союза.
Дороже прежнего. Стоимость российских недр повысится из-за добычи в Арктике
Необходимость для России
«На самом деле все эти начинания в Арктике — это дело ближайшего будущего хотя бы потому, что у нас значительное число шельфовых проектов. Все это является для нас вопросом жизненной необходимости, поскольку в ближайшие годы основной потенциал отечественных нефтяных месторождений переместится в эту зону, с чем и связано дальнейшее развитие Арктики», — отмечает Грибов.
Это касается и развития ледокольного флота, и арктического направления в рамках Российской армии, и технологической базы отечественного энергетического сектора, где шельфовые месторождения в ближайшее время выйдут на первый план. «Таким образом, все принимаемые сегодня решения, связанные с развитием инфраструктуры и логических путей в Арктике, являются насущной необходимостью и нужны России для решения ее национальных задач», — констатирует эксперт.
По мнению Грибова, несмотря на то, что форум носит международный характер, России в Арктике приходится рассчитывать только на себя. Просто потому, что в первое время нам не надо надеяться на то, что в российскую Арктику придут инвестиции извне. «Есть, конечно, китайские партнеры, и они могли бы вступить в данный проект, но все-таки насколько они нам нужны — это очень большой вопрос. Инвестиции из Китая — это хорошо, но главное, чтобы они не обошлись нам слишком дорого. Ведь это наверняка будет связано с доступом китайских компаний к Северному морскому пути, и это противоречит нашим интересам», — резюмирует специалист.
Лёд тронулся. Зачем Россия вкладывается в Арктику?
Есть пример китайского участия в проектах компании «Новатэк» на Ямале, где финансирование из Китая обошлось намного дороже западного, и нет сомнений, что Россия отказалась бы от данного сотрудничества в случае наличия альтернативы. «Кроме того, китайцы наверняка поставят вопрос о передаче им технологий ледокольного флота и атомного ледокольного флота, что является российским ноу-хау и представляет собой предмет значительного интереса со стороны Китая», — считает Грибов.
Также нельзя забывать про существование режима санкций, которые пока ставят крест на масштабных инвестициях со стороны Запада, из-за чего России нужно правильно определить свои возможности и поставить выполнимые задачи в Арктическом регионе.
«Действительно, главное — это понять, что мы сегодня хотим от Арктики, поскольку то, о чем сейчас идет речь, означает строительство инфраструктуры для Северного морского пути и развитие отдельных нефтегазовых месторождений в данном регионе. Кстати говоря, именно на это у нас средств и возможностей вполне хватит, поэтому наши проекты являются обоснованными», — говорит эксперт.
Нефтяные рынки и проекты в Арктике
«На российские проекты на Арктическом шельфе наложены санкции, поэтому найти иностранных партнеров, которые будут соответствовать нашим требованиям, будет тяжело. Единственным проектом, который сегодня работает в Арктике, является платформа „Приразломная“ компании „Газпром нефть“. Кстати говоря, она была построена без помощи иностранных партнеров», — считает Правосудов.
Предтеча Чкалова. Как Ян Нагурский открыл Арктику для летчиков
По его мнению, строили ее долго, а при строительстве использовалось огромное количество импортных комплектующих, к которым сейчас доступа нет, поэтому здесь присутствуют и технологические проблемы. «Что касается текущего состояния арктической добычи, то она развивается неактивно. Новые проекты, конечно, существуют в теории, но сказать, что они в ближайшее время будут запущены, естественно, нельзя», — говорит эксперт.
Как говорит Правосудов, сейчас идет геологоразведка, ведутся другие исследования, обсуждается бизнес-составляющая и круг участников, но все это очень далеко от практической реализации. Тем более что иностранные инвесторы пока ограничиваются одним Китаем. «Все здесь пока не так быстро и не очень весело, но опять же нужно понимать, что мы живем в рамках соглашения с ОПЕК+ о сокращении добычи нефти и в таких условиях компании осторожно смотрят на новые масштабные проекты», — констатирует он.
Здесь очень много факторов, и именно они будут обсуждаться в Санкт-Петербурге.